В Украине дан старт судебной реформе — АО «Бардук, Попроцкий и Партнеры»

30 сентября 2016 года в нашей стране официально началась судебная реформа.

Это — ответ власти на запрос общества на справедливый, профессиональный, независимый и свободный от коррупции суд.

Детально положения реформы изложены в измененном разделе Конституции «Правосудие» и новой редакции Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей».

Основные новации реформы – это:

  • изменения в структуре судебных органов;
  • изменения в порядке назначения и увольнения судей;
  • ограничение судейской неприкосновенности;
  • ликвидация политического влияния на работу судов;
  • создание системы мер, позволяющих гражданам осуществлять общественный контроль деятельности судей.

Система судебных институтов

Реформой предусмотрено, что до 30 марта 2017 года из двухсот выбранных по конкурсу судей основывается новый Верховный суд (ВСУ), который будет состоять из Большой палаты Верховного суда и кассационных:

  • административного;
  • хозяйственного;
  • уголовного;
  • гражданского судов.

С началом работы ВСУ прекращают свою деятельность существующие сегодня:

  • Высший хозяйственный суд Украины;
  • Высший административный суд Украины;
  • Высший специализированный суд Украины по гражданским и уголовным делам.

Судьи данных судов для продолжения работы, в том числе и в Верховном суде, будут обязаны пройти процедуру конкурсного отбора на общих основаниях.

Кроме того, до 30 сентября 2017 года планируется создать два новых высших специализированных суда: по рассмотрению антикоррупционных споров и споров, связанных с интеллектуальной собственностью.

Высший совет правосудия

Решение вопросов о «пожизненном» назначении судей, их увольнении, даче согласия на  задержание и арест судьи больше не будет компетенцией парламента. Эти функции делегируются Высшему совету правосудия (ВСП), формирование состава которого должно завершиться до 30 апреля 2019 года.

Судьи

Судьи будут утверждаться на должность исключительно согласно результатам многоэтапного конкурсного отбора. В ходе конкурса проверяются:

  • знания претендентами законодательства;
  • их имущественное положение;
  • соответствие требованиям законов о люстрации и повышении доверия к судебной власти;
  • доброчестность.

Понятие «доброчестность» судей – совершенно новое в законодательстве. Оно подразумевает, в частности:

  • соответствие уровня жизни судьи и его семьи полученным доходам;
  • неучастие в коррупционных схемах;
  • добросовестное выполнение своих обязанностей;
  • соблюдение присяги.

Судьи будут сразу назначаться бессрочно Президентом Украины по представлению ВСП.

Судьи обязаны раз в год  предоставлять декларацию родственных связей, а также декларацию о доходах и декларацию доброчестности. Указанные декларации будут размещаться в широком доступе. Таким образом, будет создана дополнительная возможность осуществления контроля, в том числе и общественного, за деятельностью представителей судейской власти.

Появляется и новое основание для прекращения полномочий судьи. Это  нарушение обязательства подтверждать законные источники происхождения имущества.

Судейский иммунитет

С началом Реформы судейский иммунитет (неприкосновенность) уже не является абсолютным. Судью можно будет задержать и арестовать без согласия ВСП, если задержание проведено сразу по факту совершения тяжкого или же особо тяжкого преступления.

Судью нельзя привлекать к ответственности за принятое решение, однако, разрешено за преступление или дисциплинарный проступок.

Представительство в суде

С 01 января 2019 года интересы граждан и предприятий в суде и их защиту смогут осуществлять только адвокаты (за исключением некоторых малозначительных дел, перечень которых будет определяться законом).

В заключении хотелось бы сказать, что судебную реформу можно отнести к достижениям парламента и примерам компромиссов в интересах государства.